Антонова Т.А.., учитель начальных классов
МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара
(опубликован материал на сайте http://nsportal.ru/ 08.01.2015)
Курс ОРКСЭ
Модуль: «Светская этика».
4 класс.
Урок 7. (1 из 2-х)
Тема: «Добро и зло»
Цель урока:
создать условия для формирования у учащихся представлений о добре и зле, нравственных качеств (доброта, отзывчивость и др.)
Задачи:
- Создать ситуацию для дискуссии о добре; зле;
- Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о добре, зле;
- Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Ход урока
Организационный момент
Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся, подарим друг другу частичку своего тепла, пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.
Актуализация
- Вспомните, о чем говорили на предыдущем уроке. Что такое мораль, в чем ее особенности? (мораль определяет общество, она нигде не записана, нарушение норм морали ведет к осуждению обществом, угрызению совести).
На какое слово в определении обращаем особое внимание (регулирующее поведение и поступки)
А нужно ли регулировать? - Рассмотрите карточки, что общего в них (жизненные ситуации, люди совершают поступки), отличного?
Фрагмент мультфильма или чтение учителем текста
- О каких двух понятиях идет речь? (добро и зло).
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
Тема: Добро и зло. Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. Какие ассоциации возникают у вас при словах добро, зло?
Целеполагание
- Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Попробуйте догадаться, какие слова пропущены в этом древнекитайском изречении:
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». Объясните почему. Какое слово повторяется дважды? Почему? - Что бы вы хотели узнать? (разобраться, что такое Д и З, почему люди ценят добро и осуждают зло и т.д)
Открытие нового знания
- Рассмотрите текст в рамочке на с.12. Как по-другому можно его назвать? (план). Какое умение развиваем, работая по плану? (умение планировать). Зачем нам это умение?
- Прочитаем 1 пункт плана, порассуждаем, что же такое добро? Откуда можно получить информацию? (словарь, жизненный опыт свой и др. людей, каким образом мы получаем информацию из опыта др., через пословицы, сказки, притчи)
Работа со словарем Вывод запишем на лист
- В сказках добро побеждает зло, а герои, делающие добро всегда награждены.
Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Поэтому и со сказками мы знакомимся с раннего детства. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости и боролись со злом.
3 группа- работа с пословицами (в парах) - : Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о нравственных(моральных) ценностях того или иного народа.
Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
Работа с однокоренными словами
Вывод: Человека обладающего такими качествами можно назвать добрым.
Не случайно в середине, сердце цветка слово добро, почему? Люди, обладающие такими качествами, несут в своем сердце добро.
Как называется качество человека, который стремится делать добро? (доброта)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Ожегов).
Лев Толстой говорил: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».
Почему?
Человек, который делает добро иным, ощущает себя счастливым.
Есть множество высказываний по этому поводу.
«Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро» (Л. Н. Толстой)
Как понимаете? (делай добро искренне и бескорыстно)
Обратимся к учебнику Запишем добро - нравственная ценность, образец поступков
И золотое правило: делай добро искренне и бескорыстно
Физминутка
Утро доброе настало,
Солнышко давно уж встало.
Ну и ты давай вставай,
Чудо глазки открывай.
Посмотри вокруг как классно!
Всё ликует, всё прекрасно,
Будет утро добрым ясно.
И дарить добро согласно.
- А что такое зло? Ваше мнение.
В словаре Ожегова «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»
Как можно назвать поступки, противоречащие нормам морали? (иначе побуждает совершать аморальные поступки)
Обратимся к учебнику стр.13
Запишем (то что разрушает личность и отношения между людьми)
Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного. И человеку постоянно приходится делать выбор - выбор между добром и злом. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В.О.Ключевский.
Что имел в виду автор этого высказывания? (мало совершать добрые поступки, надо еще уметь не совершать аморальные поступки)
Видео Послушайте, что говорит об этом народная мудрость.
В чем заключается основная мысль притчи? (зло оставляет шрамы)
Чему учит притча? (не допускай зла, предотвращай его).
А что говорит нам об этом учебник? (с.13. Иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро)
Запишем золотые правила, которые нам пригодятся на следующем уроке, где мы уже в конкретных ситуациях будем рассуждать о добре и зле.
Рефлексия
О каких понятиях мы сегодня рассуждали? Заставил ли вас наш урок задуматься? Что для себя узнали нового, поняли?
И закончить мне б хотелось притчей
В одном городе жил мастер и было у него много учеников. Вот один ученик задумался «А есть ли вопрос, на который мастер не знает ответа?» Пошел на луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал в ладони. Ученик думал «Спрошу мастера, какая у меня в руках бабочка? Если он ответит живая, то я сомкну ладони, и мастер поймет, что ошибся. Если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и мастер увидит живую бабочку». Так и сделал. Пришел и спросил мастера «Какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?»
Что ответил мастер?
А у вас какая бабочка - живая или мертвая? К чему вы хотели бы стремиться, добру или злу? Раскрасьте ее в тот цвет, который бы помог нам это понять.