Воскресенье, 24.11.2024, 00:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Добро и зло, ОРКСЭ 4 класс | Регистрация | Вход
Меню сайта
Полезные ссылки
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя начальных классов
Антоновой Татьяны Алексеевны




Антонова Т.А.., учитель начальных классов

МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара

(опубликован материал на сайте  http://nsportal.ru/  08.01.2015)

Курс ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика».

4 класс.

Урок 7. (1 из 2-х)

Тема: «Добро и зло»

Цель урока:

создать условия для формирования у учащихся представлений о добре и зле, нравственных качеств  (доброта, отзывчивость и др.)

Задачи:

  • Создать ситуацию для дискуссии о добре; зле;
  • Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о добре,  зле;
  • Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

 

Ход урока

Организационный момент
Давайте посмотрим  друг на друга, улыбнёмся, подарим  друг другу частичку своего тепла,   пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.

 

Актуализация

  1. Вспомните, о чем говорили на предыдущем уроке. Что такое мораль, в чем ее особенности? (мораль определяет общество, она нигде не записана, нарушение норм морали ведет к осуждению обществом, угрызению совести).
    На какое слово в определении обращаем особое внимание (регулирующее поведение и поступки)
    А нужно ли регулировать?
  2. Рассмотрите карточки, что общего в них (жизненные ситуации, люди совершают поступки), отличного?

Фрагмент мультфильма или чтение учителем текста

  1. О каких двух понятиях идет речь? (добро и зло).
  2. Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?
    Тема: Добро и зло.  Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло. Какие ассоциации возникают у вас при словах  добро, зло?

 Целеполагание

  1. Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
    Попробуйте догадаться, какие слова пропущены в этом древнекитайском изречении:
    «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». Объясните почему. Какое слово повторяется дважды? Почему?
  2. Что бы вы хотели узнать? (разобраться, что такое Д и З, почему люди ценят добро и осуждают зло и т.д)

 

Открытие нового знания

  1. Рассмотрите текст в рамочке на с.12.  Как  по-другому можно его назвать? (план). Какое умение развиваем, работая по плану? (умение планировать). Зачем нам это умение?
  2. Прочитаем 1 пункт плана, порассуждаем, что же такое добро? Откуда можно получить информацию? (словарь, жизненный опыт свой и др. людей, каким образом мы получаем информацию из опыта др., через пословицы, сказки, притчи)
    Работа со словарем    Вывод запишем на лист
     
  3.  
  4. В сказках добро побеждает зло, а герои, делающие добро всегда награждены.
    Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла находит своё отражение в сказках, былинах, в других литературных жанрах и конечно же в реальной жизни. В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Поэтому и со сказками мы знакомимся с раннего детства. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости и боролись со злом.

    3 группа- работа с пословицами  (в парах)    
  5. :  Пословицы выражают народный ум и опыт, накопленный многими веками. По пословицам можно судить о нравственных(моральных) ценностях того или иного народа.
    Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.


Работа с однокоренными словами                   

Вывод: Человека обладающего такими качествами можно назвать добрым.
Не случайно в середине, сердце  цветка слово добро, почему? Люди, обладающие такими качествами,  несут в своем сердце добро.

Как называется качество человека, который стремится делать добро?  (доброта)
Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим (Ожегов).
Лев Толстой говорил: «Доброта - вот качество, которое я желаю приобрести больше всех остальных».
Почему?
Человек, который делает добро иным, ощущает себя счастливым.
Есть множество высказываний по этому поводу.
 «Делай добро тайно и жалей, когда про него узнают, и ты научишься радости творить добро» (Л. Н. Толстой)
Как понимаете? (делай добро искренне и бескорыстно)
Обратимся к учебнику            Запишем добро - нравственная ценность, образец поступков
И золотое правило:  делай добро искренне и бескорыстно
Физминутка
Утро доброе настало,
Солнышко давно уж встало.
Ну и ты давай вставай,
Чудо глазки открывай.
Посмотри вокруг как классно!
Всё ликует, всё прекрасно,
Будет утро добрым ясно.
И дарить добро согласно. 
 

  1. А что такое зло? Ваше мнение.
    В словаре Ожегова  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми,  побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»  
    Как можно назвать поступки, противоречащие нормам морали? (иначе побуждает совершать аморальные поступки)
    Обратимся к учебнику стр.13
    Запишем (то что разрушает личность и отношения между людьми)
    Добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Древние мудрецы говорили, что каждый человек состоит из двух частей: добра и зла, белого и черного.   И человеку постоянно приходится делать выбор - выбор между добром и злом.  Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло. 
    «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло». В.О.Ключевский.
    Что имел в виду автор этого высказывания? (мало совершать добрые поступки, надо еще уметь не совершать аморальные поступки)
    Видео        Послушайте, что говорит об этом народная мудрость.
    В чем заключается основная мысль притчи? (зло оставляет шрамы)
    Чему учит притча? (не допускай зла, предотвращай его).
      А что говорит нам об этом учебник? (с.13. Иногда важнее не допустить совершения зла, чем сделать добро)
    Запишем золотые правила, которые нам пригодятся на следующем уроке, где мы уже в конкретных ситуациях будем рассуждать о добре и зле.

 

Рефлексия

О каких понятиях мы сегодня рассуждали? Заставил ли вас наш урок  задуматься? Что для себя узнали нового, поняли?
И закончить мне б хотелось  притчей

В одном городе жил мастер и было у него много учеников. Вот один ученик задумался «А есть ли вопрос,  на который мастер не знает ответа?» Пошел на луг,  поймал самую красивую бабочку и спрятал в ладони. Ученик думал «Спрошу мастера, какая у меня в руках бабочка? Если он ответит живая, то я сомкну ладони, и мастер поймет, что ошибся. Если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и мастер увидит живую бабочку». Так и сделал. Пришел и спросил мастера «Какая у меня в руках бабочка живая или мертвая?»
Что ответил мастер?

          А у вас какая бабочка -  живая или мертвая?  К чему вы хотели бы стремиться, добру или злу? Раскрасьте ее в тот цвет, который бы помог нам это понять.

 

 

uCozCopyright MyCorp © 2024