Игры и упражнения для развития внимания у младших школьников.
Исключение лишнего.
Цель: развитие мышления и объёма внимания.
Оборудование: карточки с изображением предметов, один из которых отличается от остальных.
Описание: Ребёнку предлагается найти из пяти изображённых на рисунке предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.(эту игру можно проводить со словами, цифрами, понятиями)
Инструкция: « Посмотрите внимательно на изображённые предметы, и найди среди них такой, который отличается от остальных. Покажите найденный предмет и объясните, почему он не похож на другие.»
Найди отличия.
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.
Описание: ребёнку предлагается карточка, на которой изображены картинки, надо найти пять отличий.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эту карточку. НА ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинайте искать»
Срисовывание по клеткам.
Цель: развитие концентрации внимания, объёма внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Оборудование: чистый лист бумаги в клетку, образец, остро отточенный карандаш.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам. Будь внимателен.
Танграм.
Цель: закрепление представлений о геометрических фигурах, способах видоизменениях путём составления новых геометрических фигур из двух-трёх имеющихся по образцу.
Оборудование: вырезанные геометрические фигуры для выкладывания целой фигуры, образцы фигур-силуэтов.
Инструкция: «Внимательно посмотри на рисунок. Из всех геометрических фигур составь рядом с образцом точно такую же фигуру»
Строители.
Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.
Оборудование: бланк с четырьмя рисунками, один из которых – образец, а три остальные отличаются от образца недостающими деталями, простой карандаш.
Инструкция: «Посмотри внимательно на эти четыре рисунка. На первом из них изображение полное, на других есть недостающие детали. Вам надо сделать так, чтобы рисунки стали одинаковыми»
Найди дорожку.
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: любые лабиринты.
Инструкция: Посмотрите на лабиринт, помогите герою пройти его. Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель, за путём следить глазами.
Найди двух одинаковых животных.
Цель: развитие произвольного внимания.
Оборудование: рисунок с изображением животных.
Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нём изображены животные (мыши, слоны, жирафы, петухи). Найди двух одинаковых животных.
Воспроизведение геометрических фигур.
Цель: развитие произвольного внимания, памяти, мышления.
Оборудование: карандаш, чистый лист бумаги, рисунки с геометрическими фигурами
Инструкция: «Посмотрите внимательно на эти геометрические фигуры, постарайтесь запомнить их расположение. Через некоторое время я уберу их, а вы на листе бумаги по памяти нарисуете геометрические фигуры так, как это было у меня.
Нарисуй круг и треугольник.
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: два простых остро заточенных карандаша и по ½ альбомного листа для каждого ребёнка.
Инструкция: « Сейчас вы будите рисовать сразу двумя руками. Возьмите два карандаша. На листе бумаги попробуй одновременно двумя руками рисовать одной рукой круг, а другой рукой треугольник. Начинать и заканчивать рисование нужно одновременно.
Найди слова.
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: карточки со словами.
Инструкция: «Посмотрите на слова (смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель). В каждом из этих слов нужно найти другое спрятавшееся слово.
Перепиши шифр.
Цель: развитие концентрации внимания.
Оборудование: плакат с цифрами, таблица у каждого ученика.
Инструкция: «Посмотрите на цифры от 1 до 40, вам нужно переписать эти цифры в порядке возрастания в свою таблицу.
12 |
4 |
34 |
11 |
20 |
7 |
31 |
21 |
37 |
2 |
28 |
1 |
16 |
25 |
33 |
40 |
19 |
20 |
39 |
9 |
13 |
35 |
6 |
17 |
24 |
Методика Мюнстерберга.
Цель: развитие концентрации внимания.
Вариант 1. Вариант 2.
« В этой таблице спрятано 10 названий Ребёнку дают лист бумаги с беспорядочно
животных. Вам надо отыскать их как можно написанными буквами. Нужно найти
быстрее и без ошибок. десять слов.
К |
Ш |
Л |
И |
С |
А |
В |
Ч |
О |
Р |
В |
А |
Р |
Я |
С |
|
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
|
О |
Н |
Б |
У |
Ь |
К |
П |
К |
А |
Н |
У |
Ж |
З |
В |
Ю |
|
|
П |
Д |
Г |
Ё |
Г |
Р |
Х |
Н |
О |
Ч |
Ы |
Б |
Р |
У |
Ф |
|
|
Т |
О |
Л |
Е |
В |
К |
Ф |
Ь |
И |
К |
Р |
С |
Л |
О |
Н |
|
|
Ш |
З |
Ю |
К |
Щ |
Ъ |
Н |
Г |
Р |
У |
С |
Ц |
А |
Д |
К |
|
|
Ж |
М |
У |
П |
Б |
А |
Р |
С |
У |
К |
З |
В |
Р |
Е |
Д |
|
|
Н |
С |
Ь |
Ж |
Т |
К |
А |
Р |
Ю |
Б |
Т |
Ф |
М |
Т |
В |
|
|
Ф |
Ж |
О |
В |
А |
П |
Ь |
Б |
У |
З |
Т |
М |
Ы |
Ш |
Ь |
|
|
Н |
Б |
Ы |
К |
С |
Д |
К |
Т |
Ю |
Р |
М |
А |
У |
Д |
Ы |
|
|
Х |
Ч |
О |
Н |
Т |
К |
И |
Т |
З |
А |
Н |
П |
Р |
У |
С |
|
|
Щ |
Ы |
Л |
К |
Ф |
Ю |
Я |
Ъ |
М |
В |
Р |
У |
О |
З |
К |
|
|
Ф |
У |
Н |
К |
А |
Р |
П |
О |
С |
Т |
И |
Г |
Р |
Н |
Я |
|
Перепутанные линии.
Цель: развитие концентрации внимания. Оборудование: карточки с переплетёнными линиями.
Инструкция: «Посмотрите на карточки. Найдите, какие предметы соединяют линии. Смотреть можно только глазами»
Каждой руке - своё дело.
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: лист бумаги и карандаш.
Описание: детям предлагается медленно перелистывать в течении минуты книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой рукой чертить геометрические фигуры.
Счёт с помехой.
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: лист бумаги.
Описание: Учащийся называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20.
Чтение с помехой.
Цель: тренировка распределения внимания.
Оборудование: книги для чтения, простые карандаши.
Описание: учащиеся читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети ищут ответы на вопросы.