Воскресенье, 24.11.2024, 00:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Математика. Урок-исследование. | Регистрация | Вход
Меню сайта
Полезные ссылки
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сайт учителя начальных классов
Антоновой Татьяны Алексеевны




 

Антонова Т.А.., учитель начальных классов

МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара

Опубликовано 06.12.2013 на сайте http://nsportal.ru/

Математика. Урок-исследование.  Способы решения задач на одновременное движение. Данный урок был дан в рамках республиканских курсов повышения квалификации КРИРО и ПК

УМК: ОС «Школа 2100», учебники Петерсон Л.Г.

Класс: 4

Тема: Способы решения задач на движение.

Цель: Познакомиться с  новым способом решения задач на движение с  введением новых понятий «скорость сближения»  и «скорость удаления».

 Задачи:

  1. Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значимость полученных знаний по теме.
  2. Способствовать нахождению нового способа решения задач на движение с помощью понятий скорость сближения и скорость удаления
  3. Определить условия для использования нового способа в решении задач на движение.

Планируемые результаты:

  1. Уметь устанавливать связи между величинами v, t, s. Знать формулы нахождения величин при решении задач на движение.
  2. Знать и уметь находить скорость сближения и удаления.
  3.  Уметь решать задачи на движение пользуясь формулами нахождения v, t, s, v сближения, v удаления..
  4.  Уметь применять полученные знания  на практике.
  5. Осуществлять  самоконтроль, анализировать свою работу.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Ход урока:

I этап: Организационный момент.

Математику, друзья,

не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

II этап: Актуализация знаний.

  • Посмотрите на доску. Между какими величинами можно установить взаимосвязь? (это возможно только со v, t, s)  S v  t V s
  • Дайте определение v, t, s . (скорость  это - .., время  это -.., расстояние -  это…) В каких единицах измеряем данные величины? скорость время расстояние
  • Установите всевозможные взаимосвязи между данными величинами. (чтобы найти расстояние, надо …) s = v * t    v= s : t                   t = s : v

III этап: Целеполагание.

  • О чем пойдет речь на уроке? Какова цель данного этапа? (установить взаимосвязи между величинами) Для чего? (чтобы решать задачи на движение)
  • Задачи на движение нам знакомы. Как вы думаете, какие умения мы будем отрабатывать на уроке? Что можно еще узнать по этой теме?
  • Какова цель урока? (научиться решать задачи новым способом)

IV этап: Выявление проблемы.

Перед вами индивидуальные листы, на которых отображены все этапы работы на уроке. Ваша задача вовремя ее заполнять, а в конце урока, опираясь на выводы подвести итог своей работе на уроке.

  • Я предлагаю вам карточку с экспресс – задачами  (взаимопроверка «помощник учителя»)
    1. Катер плыл по реке 2 ч со скоростью 24 км/ч, а потом по озеру  3 ч со скоростью 20 км/ч. Сколько всего километров проплыл катер?
    2. От города до посёлка автобус ехал 2 часа со скоростью 75 км/час. Сколько времени понадобиться велосипедисту, чтобы проехать этот путь со скоростью 15 км/час?
    3. Ворона летела  3 часа со скоростью 50 км/час. Скворец такое же расстояние пролетит за 2 часа. С какой скоростью летит скворец?
    4. Навстречу друг другу из разных городов одновременно  выехали два поезда и встретились через 4 часа. Скорость первого поезда 68 км/ч, второго 72 км/ч. Чему равно расстояние между городами?
  • Поставьте отметку те, кто решил задачи верно. Критерии указаны под таблицей.
  • Все ли решили задачи одинаково? В решении какой задачи есть (возникли) разногласия?
  • Объясните свое решение (1 способ – дублируется на доске), попробуйте объяснить 2 способ решения. Будет ли он верен? Проблема?
  • Что нам необходимо для достижения цели урока (можно проговорить) нам необходимы новые знания, новые понятия?
  • Откуда мы можем получить интересующую нас информацию? (… из учебника).

V этап: Открытие новых знаний

  • Откройте учебник на стр. 81, №1 Рассмотрите виды движения. Проанализируйте в группах, как изменяется расстояние в своем конкретном случае. Сделайте вывод (каждой группе даны карточки с определенным видом одновременного движения, план анализа, карта наблюдений и выводов)

Проанализировав, дети выбирают ответственного и дают пояснения и выводы для всего класса, опираясь на презентацию.

  • При каких видах движения объекты сближаются? (встречное и вдогонку)
  • Встречное. Расстояние уменьшается или увеличивается? На сколько? Каким образом  вы находили насколько сближаются  объекты при встречном движении (находили общую скорость) – у такой скорости есть название: скорость сближения. Запишите под выводом формулу нахождения скорости сближения при встречном движении.                               
  • Вдогонку.
  • При каких видах движения объекты удаляются? (противоположное и с отставанием)
  • Противоположное. Расстояние уменьшается или увеличивается? На сколько? Каким образом  вы находили насколько удаляются  объекты в противоположном  движении (находили общую скорость) – у такой скорости есть название: скорость удаления. Запишите под выводом формулу нахождения скорости удаления в противоположном  движении.
  • С отставанием.
  • Для того чтобы сравнить наши выводы с выводами автора учебника, откройте стр. 82.

Вернемся к нашей задаче о поездах. Предлагаю записать 2 способ решения и проанализировать оба способа на предмет рациональности. Что нужно знать, решая задачи этим способом. Составим алгоритм.

  • Определить вид движения.
  • Выбрать схему.
  • Вспомнить формулы скорости сближения, удаления, одновременного движения.
  • Решить задачу

VI этап: Первичное закрепление.

  • Решение задачи №2, Как необходимо изменить условие задачи, чтобы она решалась с помощью нахождения скорости сближения? Преобразуйте ее в составную.
  • Решение задач № 3,4,5 в парах с карточкой проверки.

VII этап: Рефлексия.

  • Какую цель ставили на урок?
  • Достигли цели?
  • Нужен ли такой способ? Для чего? (чтобы выбрать рациональный способ, применять в жизни)
  • Используя знания, полученные на уроке,  составьте в парах задачу. Для составления можно использовать таблицу скоростей.

VIII этап: Домашнее задание.

  • Подготовьте карточку с составленной задачей для обмена с одноклассниками.
  • С. 102, №5,6

 

 

Приложение

 

  1. Лист самооценки

 

Я знаю формулы нахождения s, v, t

 

Я могу объяснить, что такое скорость сближения и скорость удаления

 

Я могу решать задачи разными способами, исходя из условий

 

Я правильно решил все задачи

 

Я самостоятельно выполнял всё без ошибок

 

Я активно работал в группе, паре

 

 

 

 

 

 

uCozCopyright MyCorp © 2024