Антонова Т.А.., учитель начальных классов
МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара
Опубликовано 06.12.2013 на сайте http://nsportal.ru/
Математика. Урок-исследование. Способы решения задач на одновременное движение. Данный урок был дан в рамках республиканских курсов повышения квалификации КРИРО и ПК
УМК: ОС «Школа 2100», учебники Петерсон Л.Г.
Класс: 4
Тема: Способы решения задач на движение.
Цель: Познакомиться с новым способом решения задач на движение с введением новых понятий «скорость сближения» и «скорость удаления».
Задачи:
- Развивать умение устанавливать взаимосвязь между величинами (v, t, s), показать практическую значимость полученных знаний по теме.
- Способствовать нахождению нового способа решения задач на движение с помощью понятий скорость сближения и скорость удаления
- Определить условия для использования нового способа в решении задач на движение.
Планируемые результаты:
- Уметь устанавливать связи между величинами v, t, s. Знать формулы нахождения величин при решении задач на движение.
- Знать и уметь находить скорость сближения и удаления.
- Уметь решать задачи на движение пользуясь формулами нахождения v, t, s, v сближения, v удаления..
- Уметь применять полученные знания на практике.
- Осуществлять самоконтроль, анализировать свою работу.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока:
I этап: Организационный момент.
Математику, друзья,
не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
II этап: Актуализация знаний.
- Посмотрите на доску. Между какими величинами можно установить взаимосвязь? (это возможно только со v, t, s) S v t V s
- Дайте определение v, t, s . (скорость это - .., время это -.., расстояние - это…) В каких единицах измеряем данные величины? скорость время расстояние
- Установите всевозможные взаимосвязи между данными величинами. (чтобы найти расстояние, надо …) s = v * t v= s : t t = s : v
III этап: Целеполагание.
- О чем пойдет речь на уроке? Какова цель данного этапа? (установить взаимосвязи между величинами) Для чего? (чтобы решать задачи на движение)
- Задачи на движение нам знакомы. Как вы думаете, какие умения мы будем отрабатывать на уроке? Что можно еще узнать по этой теме?
- Какова цель урока? (научиться решать задачи новым способом)
IV этап: Выявление проблемы.
Перед вами индивидуальные листы, на которых отображены все этапы работы на уроке. Ваша задача вовремя ее заполнять, а в конце урока, опираясь на выводы подвести итог своей работе на уроке.
- Я предлагаю вам карточку с экспресс – задачами (взаимопроверка «помощник учителя»)
- Катер плыл по реке 2 ч со скоростью 24 км/ч, а потом по озеру 3 ч со скоростью 20 км/ч. Сколько всего километров проплыл катер?
- От города до посёлка автобус ехал 2 часа со скоростью 75 км/час. Сколько времени понадобиться велосипедисту, чтобы проехать этот путь со скоростью 15 км/час?
- Ворона летела 3 часа со скоростью 50 км/час. Скворец такое же расстояние пролетит за 2 часа. С какой скоростью летит скворец?
- Навстречу друг другу из разных городов одновременно выехали два поезда и встретились через 4 часа. Скорость первого поезда 68 км/ч, второго 72 км/ч. Чему равно расстояние между городами?
- Поставьте отметку те, кто решил задачи верно. Критерии указаны под таблицей.
- Все ли решили задачи одинаково? В решении какой задачи есть (возникли) разногласия?
- Объясните свое решение (1 способ – дублируется на доске), попробуйте объяснить 2 способ решения. Будет ли он верен? Проблема?
- Что нам необходимо для достижения цели урока (можно проговорить) нам необходимы новые знания, новые понятия?
- Откуда мы можем получить интересующую нас информацию? (… из учебника).
V этап: Открытие новых знаний
- Откройте учебник на стр. 81, №1 Рассмотрите виды движения. Проанализируйте в группах, как изменяется расстояние в своем конкретном случае. Сделайте вывод (каждой группе даны карточки с определенным видом одновременного движения, план анализа, карта наблюдений и выводов)
Проанализировав, дети выбирают ответственного и дают пояснения и выводы для всего класса, опираясь на презентацию.
- При каких видах движения объекты сближаются? (встречное и вдогонку)
- Встречное. Расстояние уменьшается или увеличивается? На сколько? Каким образом вы находили насколько сближаются объекты при встречном движении (находили общую скорость) – у такой скорости есть название: скорость сближения. Запишите под выводом формулу нахождения скорости сближения при встречном движении.
- Вдогонку.
- При каких видах движения объекты удаляются? (противоположное и с отставанием)
- Противоположное. Расстояние уменьшается или увеличивается? На сколько? Каким образом вы находили насколько удаляются объекты в противоположном движении (находили общую скорость) – у такой скорости есть название: скорость удаления. Запишите под выводом формулу нахождения скорости удаления в противоположном движении.
- С отставанием.
- Для того чтобы сравнить наши выводы с выводами автора учебника, откройте стр. 82.
Вернемся к нашей задаче о поездах. Предлагаю записать 2 способ решения и проанализировать оба способа на предмет рациональности. Что нужно знать, решая задачи этим способом. Составим алгоритм.
- Определить вид движения.
- Выбрать схему.
- Вспомнить формулы скорости сближения, удаления, одновременного движения.
- Решить задачу
VI этап: Первичное закрепление.
- Решение задачи №2, Как необходимо изменить условие задачи, чтобы она решалась с помощью нахождения скорости сближения? Преобразуйте ее в составную.
- Решение задач № 3,4,5 в парах с карточкой проверки.
VII этап: Рефлексия.
- Какую цель ставили на урок?
- Достигли цели?
- Нужен ли такой способ? Для чего? (чтобы выбрать рациональный способ, применять в жизни)
- Используя знания, полученные на уроке, составьте в парах задачу. Для составления можно использовать таблицу скоростей.
VIII этап: Домашнее задание.
- Подготовьте карточку с составленной задачей для обмена с одноклассниками.
- С. 102, №5,6
Приложение
- Лист самооценки
Я знаю формулы нахождения s, v, t |
|
Я могу объяснить, что такое скорость сближения и скорость удаления |
|
Я могу решать задачи разными способами, исходя из условий |
|
Я правильно решил все задачи |
|
Я самостоятельно выполнял всё без ошибок |
|
Я активно работал в группе, паре |
|