Антонова Т.А.., учитель начальных классов
МАОУ "Гимназия №1" г Сыктывкара
Обобщение опыта. Современный урок окружающего мира.
Реализация системно-деятельностного подхода.
Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”
Китайская мудрость.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных универсальных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Качество организации учебной деятельности на уроках является в настоящее время основным критерием в оценке успешности проведенного урока, а системно-деятельностный подход является методологической основой для современного урока.
Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Системно-деятельностный подход определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – группа).
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознавая при этом цель своей деятельности.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения.
3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о
4) Принцип минимакса – заключается в возможности освоения содержания образования на максимальном для него уровне.
5) Принцип психологической комфортности –создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, где ребенок осознает свое место в учебно-воспитательной деятельности.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Уроки учебно-деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
- уроки «открытия» нового знания (ОНЗ);
- уроки рефлексии (Р);
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Технология системно-деятельностного метода предполагает следующую последовательность шагов на уроке:
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний и предъявление проблемной ситуации.
3. Выявление места и причины затруднения.
4. Построение проекта выхода из затруднения
5. Реализация построенного проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Включение в систему знаний и повторение.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Хочется отметить, что реализация системно-деятельностного подхода в полной мере не будет выполнена без применения личностно-ориентированного обучения. Деятельный подход предполагает постоянное и целесообразное обращение к личности ребенка, его отношение к тем или иным действиям и поступкам, основываясь на личном опыте, его самоопределение. В каждой своей познавательной деятельности ребенок должен видеть себя, понимать для чего он выполняет то или иное действие, формируя универсальные учебные действия. Системно-деятельностный подход особенно целесообразно использовать на уроках литературного чтения и окружающего мира, т.к. это одни из трудных для восприятия детьми предметы по программе Школа 2100. Я предлагаю рассмотреть реализацию системно-деятельностного подхода на уроке окружающего мира. Этот предмет вносит особый вклад в развитие личности младшего школьника, что в ФГОС представлено как достижение личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Урок по теме: горные экосистемы был представлен на районном конкурсе уроков по ФГОС
Урок на тему: горные экосистемы.
Данный урок ориентирован на усвоение новых знаний, понятия «Высотные пояса». Урок является первым в теме «Горные экосистемы», составлен в соответствии с ФГОС, с использованием системно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий, преимущественно на развитие умений планировать свою деятельность, умение прогнозировать, сопоставлять, систематизировать, анализировать.
Цель***: познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
Одной из задач на уроке является развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.
С позиции системно-деятельностного подхода после каждого этапа работы необходимо обсуждать с обучающимися целесообразность и необходимость выбранного этапа или задания. Кроме того, каждый этап работы предусмотрено отображать в личном листочке открытий, развивая универсальное учебное умение перерабатывать полученную информацию и фиксировать ее при помощи ключевых, опорных слов, схем, символов, знаков и др.
Рассмотрим поэтапно ход урока.
1 этап – Мотивация ***(самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. Он имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу, определив требования к ним со стороны учебной деятельности («надо»); создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («что я хочу узнать, чему научиться »)
2 этапом урока – Актуализация знаний и предъявление проблемной ситуации*** (фиксация индивидуального затруднения). Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности.
Этот этап я начала с устной работы с применением ИКТ и раздаточного материала, с помощью которых обучающиеся систематизировали свои знания и прогнозировали, о чем пойдет речь на уроке, что развивает интерес к уроку.
Задание***
- Расположите названия природных зон с севера на юг по кармашкам (в парах).
- Как можно назвать эту схему, этот порядок расположения природных зон (зональность). От чего зависит природная зональность?
Здесь недостаточно перечислить природные зоны (как использовалось в традиц. сист. образ), а необходимо выложить их в определенном порядке. Здесь уже заложена система. Ребенок выполняет задание, анализируя и систематизируя свои знания. Кроме того, через свое действие он еще раз вспоминает, повторяет пройденный материал.
Следующее задание направлено на развитие умения вычленять главное.
Задание***
- Найдите природную зону по описанию (ромашка, выбор детей). По каким ключевым словам определили?
- Изучая природные зоны, на какие особенности обращали внимание? (Природные условия, растительный и животный мир.)
Обязательно обсуждают, какова цель данного этапа, данных действий ученика. Делают выводы и границы знания и незнания по теме природные зоны.
В качестве проблемной ситуации предложен диалог Лены и Миши.
Задание***
- Кто прав? Есть на земле участки, где можно сразу встретить несколько природных зон?
- Где такое возможно?
На этапе постановки проблемы, обучающиеся опираясь на свой личный жизненный опыт, делятся своими наблюдениями за окружающим миром, развивая умение анализировать, сопоставлять, выявлять проблему и делать выводы (несмотря на то, что объяснить расположение зон в горах в порядке их расположения на равнине не могут)
3 этап урока - Выявление места и причины затруднения.*** Использование проблемной ситуации позволило учащимся определить тему урока, способствовало возникновению познавательного интереса к предмету, такие задания создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой.
Задание***
- Кто догадался, какая тема урока? (Горные экосистемы)
- Сравним с учебником. Как понимаете? (не просто природные зоны гор, а еще и взаимосвязи живой и неживой природы внутри этих зон)
На данном этапе учитель организует выявление обучающимися места и причины затруднения. Выясняют каких знаний им не хватает, чтобы устранить затруднение и объяснить порядок расположения горных экосистем.
4. Построение проекта выхода из затруднения*** («открытие детьми нового знания»). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
1) ставят цель*** (на данном этапе целеполагание происходит с помощью учителя – даны ключевые слова: познакомиться*** - горными системами (высотные пояса),
объяснить*** – расположение горных систем, рассмотреть*** – растительный и животный мир гор и их взаимодействие между собой и с неживой природой; дети предлагают а потом обобщают и ставят цель изучить*** горные экосистемы)
2) строят план достижения цели, предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, построение плана достижения цели.
Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.
При составлении плана урока недостаточно дать готовый план, поэтому я предложила выбрать соответствующий план из нескольких, незначительно, но принципиально отличающихся друг от друга, устанавливая причинно-следственную связь.
Задание***
- Выберите из предложенных наиболее подходящий план урока, объясните почему.
- Какова цель данного этапа работы? (научиться ставить цели и в соответствии с этим планировать свою деятельность) Нужно ли в жизни? (формирование УУД)
- Природные условия (угол падения солнечных лучей и количество тепла, осадки)
- Особенности природных систем гор(понятие «высотные пояса»)
- Особенности растений(приспособленность растений к высотным поясам)
- Особенности животных
4 этап – Реализация построенного проекта.*** На данном этапе необходимо организовать: решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково, уточняется характера нового знания).
Задание***
- У вас есть листочек юного наблюдателя. По ходу изучения темы вы можете, как всегда, свои мысли и выводы записывать на этот листочек и вклеить в нашу тетрадочку.
- Какими пометками можно пользоваться? (схем. рисунок, знаки, символы, ключевые слова)
Открытие новых знаний идет по выбранному плану с использованием деятельностного подхода (работа с пазлами, схемами, картинками, самостоятельно и в парах), опираясь на личный опыт.
Задание***
- Кто бывал в горах? Что вы наблюдали при подъёме к вершине? (что становится холоднее и растительность меняется: травы, леса, мелкие кустарники, на вершинах снег)
- Как же располагаются природные зоны в горах? Соберите пазлы, узнайте, какие природные зоны встречаются в горах. Выложите в нужном порядке.
Целесообразно уточнить, какой способ работы они хотели бы выбрать (в парах), и объяснить почему (например: работа необычная, самостоятельно могут не справиться, работа на открытие нового знания, нового понятия).
Детям предлагаются разрезные картинки с названием высотных поясов гор (ледники, «Альпийские луга», горные леса, горные степи). Изображения фиксируются на доске без подписи высотных поясов, что позволяет еще раз обращаться к своим действиям, развивая УУД сравнивать, анализировать, сопоставлять.
Задание***
- Сопоставьте эти картинки с природными зонами, расположенными на равнинной поверхности. Сравните порядок (горные ледники – ледяные пустыни, альпийские луга – тундра, горные леса – лесная зона, горные равнины – степи).
После данного этапа работы делаем выводы, выясняем цель этого этапа работы (для чего), его необходимость. Обязательно акцентируем внимание на:
Задание***
- Какое умение формировали? (умение систематизировать свои знания, сопоставлять, соотносить), нужно ли в жизни это умение?
Задание***
- Как же можно назвать одним словом природные зоны гор, горные системы? На стр. 43 найдите название. (УУД – работа с источниками информации)
Развитие универсального учебного умения работать с информацией является основой этого этапа. Это и извлечение информации из учебника, энциклопедий, видеофрагмента «Кавказ», а также из опыта своего и других людей.
Информацию об особенностях растительного мира высотных поясов предлагается найти в учебнике (УУД – работа с источниками информации, выделение главного, выяснение причинно-следственных связей), информацию об особенностях животного мира высотных поясов – из видеофрагмента «Каквкз» (задание имеет гражданско-патриотическую направленность – олимпийские игры 2014, одновременно вводится региональный компонент, акцентируется внимание на Уральские горы и расположение высотных поясов).
Каждое новое знание и умение фиксируется в переработанном виде (рисунок, схема, символ, ключевое слово) на листочке открытий. Делают основной вывод. Кроме того, на листочке предлагается оценить себя за каждое выполненное действие (закрасить круги)
5 этап - Первичное закрепление.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении жизненных задач с проговариванием их во внешней речи (фронтально, в парах или группах). На данном этапе закрепляются аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся. В ходе работы использовался частично – поисковый метод (это страницы энциклопедии, в которых описаны без названия редкие животные и растения горных экосистем, которые необходимо сопоставить с предложенными изображениями и названиями этих животных и растений). Более того их необходимо поместить в свой «высотный пояс» гор, изображенных на доске.
Задание***
Странички энциклопедии. С учителями.
- Я приготовила вам странички из энциклопедии. По описанию догадайтесь, о каком растении и животном идёт речь.
- Какой способ работы хотели бы выбрать? Почему? Какие правила работы в группе вам особенно пригодятся? Как выбрать отвечающего?
- Определите высотный пояс, в котором оно обитает.
- Разместите на доске.
- Что объединяет всех этих обитателей?
- Что такое Красная книга?
- Какое задание мы сейчас выполняли? Для чего? Можем ли мы применять в жизни эти знания? Где? Как?
- Какие умения развивали?
6 этап – рефлексия. Итог и оценивание.
На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку. Объясняют, что было нового, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни, как можно применять знания в жизни. Подводят итоги своего личного оценивания и объективно определяют общую оценку за урок.
Домашнее задание предлагаются разного уровня, каждый ученик, может выбрать задание по своим способностям.
В программе обучения в курсе «Окружающий мир» преобладают поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Таким образом, использование системно-деятельностного подхода на уроках окружающего мира создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, анализировать, отбирать материал, ориентироваться в новой ситуации, находить способы деятельности для решения практических задач, условия для развития УУД: таких, как умение прогнозировать, планировать свою деятельность, умение систематизировать.
Действие учителя |
Действие ученика |
1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации. |
1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения. |
2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах. |
2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля. |
3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку учащихся своих решений. |
3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий. |
4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. |
4 этап: применение полученных ЗУН на практике, |
5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний. |
5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка. |