Описание опыта работы
для участия в республиканском конкурсе
инновационных разработок «Школа 2008»
Антонова Татьяна Алексеевна, учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Номинация: «Инновации в образовании и воспитании»
Тема разработки: «Как вырасти здоровым»
Контактная информация:
Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Цель программы - формирование у учащихся понимания здоровья как гармонии своего внутреннего мира, а также гармонии взаимодействия с окружающими.
Задачи программы:
- Формировать установку на приоритет здоровья и вырабатывать лично мотивированное отношение школьников к проблеме здорового образа жизни.
- Обучить школьников основам знаний об организме человека и его индивидуальных особенностях и возможностях.
- Совершенствовать практические умения и навыки, необходимые для обеспечения, поддержания и укрепления здоровья.
Ожидаемые результаты работы.
Расширение ЗУН по своему здоровьесбережению, снижение заболеваемости и повышение индекса здоровья детей, снижение уровня тревожности детей за счет развития коммуникативных навыков, пробуждение у детей интереса к различным видам полезной деятельности, формирование умения оценивать себя с точки зрения соответствия
требованиям здорового образа жизни и управлять своим поведением.
Критерии оценки реализации программы.
Для оценивания результатов используются различные методы диагностики здоровья детей. Определение тотальных признаков физического развития, ориентировочная оценка (скрининг) состояния здоровья обучающихся, оценка показателей психологического здоровья, тест-анкетные методы диагностики риска нарушений здоровья школьников, основанные на принципах экспертных оценок, оценка динамики состояния здоровья детей, мониторинг изменений здоровьесберегающей работы школы.
Контроль за уровнем знаний, умений личностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни необходимо осуществлять в рамках каждого тематического блока.
Условия реализации программы.
В основу разработки программы положены следующие положения:
- доступность учебного материала
- постепенность расширения круга ЗУ и переход их на более высокий уровень
- соблюдение логической связи между отдельными разделами программы
Условия реализации программы:
- Сотрудничество – создание условий для активного взаимодействия всех участников в процессе формирования социальных компетенций.
- Дифференциальный подход в обучении в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей детей.
- Использование имеющихся образовательных и воспитательных ресурсов гимназии.
Краткое содержание.
Данная Программа предназначена для проведения системы занятий в группе продленного дня, а также может быть использована для проведения отдельных занятий классных часов и внеклассных мероприятий. Занятия включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье; вопросы самопознания и саморегулирования.
В Программе нашла свое место интеграция основных направлений трех предметов (уроки здоровья, ОБЖ, уроки окружающего мира), что позволяет сформировать у учащихся не только представление об окружающем мире, но и о своем месте в нем, о нормах безопасного поведения и о здоровом образе жизни.
Ведущей формой является урок-практикум, вместе с тем предполагается использование следующих форм занятий: беседа, тренинг, экскурсия и пр.
Программа рассчитана на 4 года обучения в начальном звене.
Занятия призваны обеспечить непроизвольный интерес школьников. Это и работа с текстовыми карточками, проблемная картинка, ролевая игра, упражнения и т. п. В процессе такой работы в разнообразных и увлекательных формах, на эмоциональном и игровом фоне происходит постепенное и последовательное развитие знаний и умений
школьников – от правил личной гигиены к осознанию и усвоению ценности здоровья.
Обоснование актуальности.
В основу представляемой программы положены теоретические и практические материалы Безруких М.М., Зайцева Г.К., Романовой О.Л., Касаткина В.Н. Вместе с тем новизна программы заключается в том, что имеющиеся материалы адаптированы и откорректированы с учетом специфики обучения и воспитания в МОУ «Гимназия».
Зачастую использованные формы работы с детьми носят информационный, просветительский характер и направлены главным образом на расширение осведомленности детей. Данная же программа формирует у учащихся понимание здоровья, осознание личностью собственной значимости. Т. е. обучение по программе является высокомотивированным, т. к. осуществляется на основе компетентностного подхода. Реализация программы максимально ориентирована на практику. Те ЗУН, полученные в ходе обучения по данной программе отрабатываются практически, доводятся до нужного уровня осознанности становясь необходимыми.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное ориентирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (это использование игровых и проблемных ситуаций, элементов тренинга, оздоровительных минуток, упражнений для глаз, осанки, дыхательных упражнений и др.)
Сама программа предполагает активную работу всех участников совместной деятельности. Это работа в парах, группах, поочередная работа.
Программу «Как вырасти здоровым» следует рассматривать как одно из направлений в общей работе школы по здоровьесбережению детей.
Реализация программы происходит на каждом занятии в ходе рассмотрения темы.
Этапы реализации:
- Проблемная ситуация и выбор проблемы.
- Выдвижение инициативы.
- Подбор и получение информации.
- Планирование деятельности.
- Реализация.
- Анализ деятельности.
- Формирование умений и навыков.
Методическая разработка «Как вырасти здоровым» рассмотрена на заседании кафедры начального звена МОУ «Гимназия», одобрена научно-методическим Советом МОУ «Гимназия» и представлена на научно-практической конференции «Методы обучения и воспитания и их эффективное использование в условиях реализации современных подходов в образовании».