Особенности использования технологии продуктивного чтения
на уроках изобразительного искусства
Антонова Т.А.
Читать – это еще ничего не значит;
что читать и как понимать – вот в чем главное дело
Константин Дмитриевич Ушинский
Чтение – это окошко, через которое дети видят
и познают мир и самих себя.
Оно открывается перед ребёнком лишь тогда,
когда, наряду с чтением,
одновременно с ним и даже раньше,
чем впервые раскрыта книга,
начинается кропотливая работа над словами.
В.А. Сухомлинский
На уроках изобразительного искусства используются все технологии, заложенные в систему "Школа 2100", в том числе и технология продуктивного чтения, которая едина для всех уроков и основана на технологии формирования типа правильной читательской деятельности. Данная технология включает в себя три этапа:
1 этап – работа с текстом до чтения.
2 этап – работа с текстом во время чтения.
3 этап – работа с текстом после чтения
На уроке ИЗО, как на любом другом уроке, необходимо использовать все этапы работы с текстом, но главная проблема заключается в нехватке времени, так как тексты учебника достаточно объемны, а ребятам не терпится приступить к практической части урока. В то же время тексты очень интересны и информативны, содержат богатый искусствоведческий материал, поэтому отказываться от работы с ними не хочется. Встает вопрос: "Как организовать продуктивное чтение на уроках ИЗО?"
Методисты УМЦ «Школа 2100" дают следующие рекомендации:
1-й шаг. На первом этапе подготовки к уроку следует выделить в содержании учебника обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу и найти в требованиях к знани- ям и умениям к концу данного года обучения те, которые относятся к изучаемой теме. Это и есть тот минимум, который должны усвоить все ученики.
2-й шаг. На втором этапе подготовки к уроку, выявив понятия минимума и максимума, учитель продумывает общий ход урока, подбирает наглядный материал, который поможет лучше раскрыть тему, продумывает возможные ответы детей на данные в конце тем вопросы, прорабатывает алгоритмы практических работ, отмечая трудности, которые дети могут испытать при их выполнении, готовит, если это нужно, материалы для коллективных проектов (например, фоны). Выработанный план следует стараться соблюдать, отвлекаясь на уроке лишь на возникающие у учащихся затруднения при изучении важнейших понятий. Для того чтобы урок не потерял логику, учитель фиксирует в своём конспекте важнейшие вехи урока и старается им следовать.
3-й шаг. Затем, исходя из уровня класса, учитель начинает выбирать и включать в конспект урока те знания из максимума, которые заинтересуют учащихся. Можно предварительно обсудить с ними, какая из необязательных тем им интересна. Этот материал и является тем резервом, которым учитель может пожертвовать при нехватке времени.
Как правило, на уроках изобразительного искусства используются не художественные, а учебно – научные тексты. Общие рекомендации организации работы с такими текстами по технологии продуктивного чтения изложены в памятке - практикуме "Подготовка к использованию на уроке учебно-научного текста в режиме технологии продуктивного чтения" на официальном сайте "Школа 2100"
Учебники для начальной школы, в том числе и учебники ИЗО и технологии, предлагают учителю большое разнообразие приемов работы с учебно –научным текстом:
выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.);
замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами;
выделение ключевых слов;
выявление деталей текста;
составление схемы (рисунка, опоры) и др.
Как правило, в начальной школе выделяются три вида чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое. В основе этой классификации лежит характер предполагаемого использования извлеченной из текста информации.
Если требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных учебных целях, то читающий должен как можно полнее охватить все содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.
Если перед читающим ставится задача найти главное в тексте, выявить, что сообщается по интересующему вопросу (что говорится о ...), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используются приемы ознакомительного чтения.
Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста (о чем говорится в тексте), то потребуется понимание текста в общих чертах. Такой вид чтения называется просмотровым.
Просмотровое чтение базируется на умениях выделять смысловые вехи по начальным фразам абзаца, по заголовкам, членить текст на смысловые части, выделять и обобщать факты в процессе чтения, прогнозировать дальнейшее развертывание текста. Чтобы сформировать данные умения, необходимо в процессе чтения текстов научить школьников анализировать заголовок (название) текста; соотносить текстовой материал с невербальной информацией (рисунки, иллюстрации, таблицы, схемы и т.п.); прогнозировать содержание текста (абзаца) по начальным предложениям, ключевым словам.
Задачей ознакомительного чтения является понимание основных идей каждого абзаца (каждой части) и текста в целом, усвоение его содержания без специальной установки на последующее воспроизведение. Ознакомительное чтение базируется на приемах общего охвата содержания.
Изучающее чтение обеспечивает вдумчивое, глубокое понимание содержания текста и полный его охват. Одним из основных приемов, способствующих достижению этой цели, является постановка вопросов после прочтения текста школьниками либо до прочтения (предварительные вопросы). Целесообразно использовать прием самопостановки вопросов к тексту в процессе чтения и осмысления содержания читаемого. Цель работы - пробудить у учащихся стремление лучше понять текст, разобраться в неясном.
Примеры построения уроков с использованием просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения можно увидеть на сайте ОС "Школа 2100"в разделе "Конспекты уроков".
Урок ИЗО, 2 класс.
"Музей искусств. Третьяковская галерея. Обрамление рамы"
1. Просмотровое чтение.
– На основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов выскажите предположение, о чём будет этот текст?
2. Ознакомительное чтение.
– Выделите в тексте места остановок буквами: В – вопрос автору, О – прогнозирование ответа на возникший вопрос к автору, П – проверка своего прогноза по тексту.
3. Изучающее чтение.
– Ответьте на вопросы по тексту: чем прославился Третьяков? Как вы догадались?
Работу с текстом учитель может организовать на разных этапах урока., причем использовать можно не весь текст, а лишь его часть (согласно принципу минимакса учебники содержат избыточные задания) в зависимости от уровня подготовки и работоспособности класса, жизненного опыта детей, планируемой практической части урока:
Организация деятельности 2 класс «Натюрморт»
Актуализация знаний
Учитель предлагает рассмотреть учебные рисунки и определить, где расположен источник света, найти на рисунках свет, тень и полутень
Открытие нового знания
До чтения.
– Посмотрите на выделенные слова первого абзаца, посовещайтесь в парах и попробуйте соотнести выделенные слова с изображениями
Во время чтения. Хорошо читающий ребёнок читает вслух, учитель задаёт вопросы по тексту, комментирует по необходимости текст
После чтения.
– Уточните, какой натюрморт приобрёл художник, а какой – дизайнер? Почему?
– Что значит учебная работа и что значит творческая работа?
Применение знаний
Учитель предлагает ребятам рассмотреть схему на с. 27 учебника или и составить план работы над натюрмортом.
Организация деятельности 2 класс «Гравюра»
Актуализация знаний
Учитель демонстрирует пейзаж, выполненный в графике (учебник, с. 20) и предлагает ответить на вопросы.
– Вы видите на картине траву, небо, деревья, деревянный дом?
– Определите, к какому виду изобразительной деятельности можно отнести работы Митрохина?
Можно воспользоваться словариком учебника на с. 3 или пролистать материал на с. 7.
– Но ведь здесь использован только чёрный цвет и цвет бумаги.
– Что вас удивляет?
– Какой вопрос возникает?
Открытие нового знания
До чтения.
– Рассмотрите рисунки Митрохина и скажите, что необычного в этих рисунках? Похоже, что они сделаны карандашом?
– Посмотрите на название, на выделенные слова и найдите слова-незнакомцы.
Во время чтения.
– Прочитайте текст, делая во время чтения остановки, чтобы задать вопрос автору (В); спрогнозируйте ответ (О); при дальнейшем чтении проверьте свои предположения (П).
После чтения.
– Ответьте на вопросы по содержанию урока на с. 20 учебника
Применение знаний
Учитель предлагает ребятам рассмотреть схему на с. 27 учебника или и составить план работы над натюрмортом.
(по материалам семинара «Реализация ФГОС через комплекс технологий ОС «Школа 2100» средствами УМК ИЗО и технологий»)