РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Введение.
Сегодня мы собрались вместе, чтобы обсудить проблемы, связанные с успешностью учебной деятельности наших детей. Во многом результаты учения напрямую связаны с познавательными процессами, которые формируют у школьников способность к интеллектуальной деятельности.
Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие внимания. Внимание развивается постепенно и на определённый момент становится свойством личности, её постоянной особенностью, которая называется внимательностью.
Что же такое внимание? Внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы и их свойства, явления, отношения и т.д.
Внимание не является самостоятельной психической функцией, его нельзя наблюдать само по себе. Это особая форма психической активности человека, и она входит как необходимый компонент во все виды психических процессов. Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности.
Различают внимание внешнее и внутреннее. Внешнее внимание направлено на окружающие предметы и явления, внутреннее – на собственные мысли, чувства, переживания.
Виды внимания.
Внимание может быть непроизвольным и произвольным.
Непроизвольным – называется непреднамеренное внимание. Оно у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни.
При непроизвольном внимании человек предварительно не готовится к восприятию объекта или действию, оно обусловливается особенностями раздражителей. Оно возникает без волевых усилий: при структуризации, новизне, необычности объекта, интенсивности объекта, резкой смены объектов. Непроизвольное внимание непродолжительно по времени. Сначала появляется непроизвольное внимание.
С возрастом оно развивается – увеличивается круг объектов, которые вызывают непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.
На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается внимание произвольное.
Произвольное внимание служит для достижения поставленной и принятой к исполнению цели.
Развитие произвольного внимания младшего школьника является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе. Оно связано с формированием у ребёнка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с его общим умственным развитием. У дошкольников ….
В младшем школьном возрасте происходят существенные преобразования характеристик внимания, идёт интенсивное развитие всех его свойств.
Свойства внимания.
Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью и отчетливостью. Чем больше объем внимания, тем более эффективной будет деятельность. (русский язык :
Устойчивость внимания – его временная характеристика. Устойчивым называют такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. Показателем устойчивости внимания является высокая продуктивность деятельности в течение относительно длительного времени. Если внимание неустойчиво, то качество работы резко снижается.
Распределение внимания – это способность человека удерживать в центре внимания определенное число объектов одновременно. Особое значение распределение внимания имеет во время учебы. Ребенок должен одновременно слушать учителя и записывать, доставать, открывать, запоминать.… Но только в том случае, если оба вида деятельности или хотя бы один достаточно освоены. Младшие школьники плохо распределяют внимание, у них еще нет опыта. Поэтому не стоит заставлять ребенка одновременно выполнять два дела или при выполнении одного отвлекать на другое. Но постепенно необходимо приучать его к распределению внимания, ставить в такие условия, где это необходимо.
Переключение внимания – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Концентрация внимания – это степень сосредоточения, направленное на какой либо один объект или вид деятельности и не распространяющиеся на другие. Концентрация внимания на одних объектах предполагает одновременное отвлечение от всего постороннего. Сосретодоченность – необходимое условие осмысления и запечатления поступающей в мозг информации, при этом отражение становится более ясным и отчетливым. Сосредоточенное внимание характеризуется резко выраженными признаками: в соответствующей позе, мимике, выразительном живом взгляде, быстрой реакции, в торможении всех лишних движений.
Нарушения внимания.
Существуют так называемые отрицательные стороны процесса внимания – отвлекаемость, рассеянность, чрезмерная подвижность и инертность.
Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающееся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.
К нарушениям внимания относятся:
-неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;
-снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточится на предмете;
-повышенная отвлекаемость: при выполнении задания дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;
-снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.
Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеянность, гиперподвижность, инертность, сужение объёма внимания, неустойчивость внимания.
Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса.
Причины отвлечения внимания у ребёнка:
-недостаточная сформированность волевых качеств;
-повышенная утомляемость;
-плохое самочувствие;
-наличие интенсивных посторонних раздражителей.
Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете или переживании.
Причины рассеянного внимания:
-общее ослабление нервной системы;
-ухудшение состояния здоровья;
-физическое и умственное переутомление;
-наличие тяжёлых переживаний, травм;
-эмоциональная перегрузка как следствие большого количества впечатлений;
-недостатки воспитания;
-нарушение режима труда и отдыха;
-нарушения дыхания;
-чрезмерная подвижность.
В ходе обработки проведённых тестов, были получены следующие результаты:
Результаты своих детей вы увидели на индивидуальных листах. Чтобы выявить причины внимания, ответьте на вопросы оборотной стороны листа. С дефицитом внимания …..
Нарушения поведения таких детей не только влияют на успеваемость, но и во многом определяют характер их взаимоотношений с окружающими. В большинстве случаев ребята испытывают трудности в общении: не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.
В семье эти дети часто страдают от сравнения их с теми, у кого поведение и учёба на более высоком уровне. Из – за недисциплинированности, непослушания, из – за того, они не реагируют на замечания, родители раздражаются, а это часто приводит к наказаниям, которые зачастую не приносят желаемых результатов. А дети, видя агрессивность родителей, чаще сами прибегают к ассоциативным действиям.
В работе как с гиперактивными, так и гиперкеническими детьми большое значение имеет знание причин наблюдаемых нарушений поведения.
Причины:
Органическое поражение мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекция),
Асфиксия новорождённого.
Генетический фактор, когда синдром дефицита внимания может носить семейный характер.
Особенности центральной нервной системы.
Пищевые факторы (высокое содержание углеводов в пище приводит к ухудшению показателей внимания).
Социальные факторы (непоследовательность и несистематичность воспитательных воздействий и прочие факторы).
Уважаемые родители, прослушав эту информацию, я думаю, что Вы для себя отметили причины отклонений у своего ребёнка. Выяснив причины, перейдем к практическим действиям.
Совет:
В воспитании детей с дефицитом внимания необходимо избегать двух крайностей:
Проявления чрезмерной жалости и вседозволенности;
Постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнять.
Подведя итоги можно сделать вывод, что необходимо проводить работу по развитию внимания не только в школе, но и дома, включая специально подобранные игры и упражнения. Предлагаются игры и некоторые проводятся с родителями.