Родительское собрание «Память. Выполнение домашнего задания»
Цели:
1) познакомить родителей с псих. процессом – память, его типами, видами.
2) подвести итоги диагностики памяти их детей
3) предложить родителям упражнения и рекомендации для развития памяти детей
4) познакомить родителей с гигиеническими требованиями к приготовлению домашних заданий
5) дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в деятельности по выполнению домашних заданий.
Участники: родители учащихся 2-го класса, классный руководитель.
Подготовка:
I. Учитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания.
II. Совместно со школьным библиотекарем классный руководитель готовит выставку книг и журнальных статей.
III. Проводится анкетирование учащихся.
IV. Классный руководитель обрабатывает, анализирует и обобщает результаты анкетирования учащихся
V. Изготавливаются памятки для родителей, чьи дети испытывают серьезные затруднения при приготовлении домашних заданий по следующим предметам: русскому языку, чтению, математике и природоведению. В конверт родителю вкладывается памятка по тому предмету, по которому его сын или дочь испытывают наибольшие затруднения. Используются памятки из книги «Справочник для начальных классов» Т.В. Шкляровой.
Ход проведения
1. На родительских собраниях мы будем немножко говорить о познавательных способностях детей, которые помогают учиться. Составляющие эффективного обучения это внимание, мышление, память, воображение и др. Сегодня это память.
Память - способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт.
Память одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей.
Типы памяти:
- наглядно-образная, которая помогает хорошо запоминать звуки, цвет предметов и …
- словесно-логическая, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы, термины;
- эмоциональная, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.
Виды памяти:
- кратковременная, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;
- долговременная, требующая больших усилий, но позволяющая сохранить информацию на долгие годы.
ü Проблема учебы – плохо развитая память. Есть память – есть успехи. Как же память проявляется на учебных предметах?
чтение – умение пересказывать, учить наизусть, техника чтения результат развития памяти
математика – умение решать примеры, запоминать алгоритм решения задач разного типа
русский язык – запоминание написания букв, слов
Задача начальной школы:
- развитие словесно-логического, смыслового запоминания;
- овладение возможностью сознательно управлять своей памятью.
ü Итоги диагностики по классу
Слуховая память – запоминание на слух
Зрительная память – видят наглядно и запоминают
Комбинированный тип памяти – видят, слышат, проговаривают, записывают и запоминают
Смысловая память – находят ключевые слова, устанавливают связи (причина - следствие), дифференцируют
Ассоциативная память – запоминают с помощью сигналов, картинок
У младших школьников более развита наглядно-образная память. Это подтверждают итоги проведенной диагностики (ассоциативная 79%, комбинированная 76%). Дети лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения.
Под влиянием обучения память у детей в младшем школьном возрасте развивается в двух направлениях:
- усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания (по сравнению с наглядно-образным);
- ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью (произвольность)
Советы младшим школьникам:
- Усталость и утомление – враги памяти. Хочешь хорошо запомнить, отдохни после уроков, лучше на свежем воздухе.
- Для лучшего запоминания нужны положительные эмоции, нужно хорошее настроение. При подготовке домашних заданий постарайся не думать о плохом. Если ты раздражён, взволнован, то сначала успокойся.
- Постарайся избавиться от лени. Лень – злейший враг памяти. Для лучшего запоминания нужна готовность к восприятию, интерес.
Как правильно организовать процесс запоминания.
1. Учить правильно ставить цели для запоминания.
- Учить разбивать материал на части, выделять ключевые слова, составлять план.
- Полезно пользоваться словесным рисованием.
- Учить составлению схем, опор, и пользоваться ими при воспроизведении учебного материала.
ü Рекомендации и упражнения на развитие памяти
2. Домашнее задание
Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних развлечений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер.
Продолжительность работы ребенка по приготовлению домашних заданий должна быть следующей:
до одного часа — в первом классе;
до 1,5 часов — во втором;
до 2 часов — в третьем и четвертом классе.
Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Родителям важно позаботиться, чтобы никакой шум не проникал в комнату, в которой ребенок выполняет домашние задания.
Для успешного выполнения домашних заданий необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий второкласснику следует сделать перерыв на 5—10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.