Самоанализ урока окружающего мира по теме «Горные экосистемы» (образовательная система "Школа 2100",
автор программы Вахрушев А.А.)
Антоновой Татьяны Алексеевны.
Предмет: Окружающий мир (урок – открытие нового знания).
Тема урока: Горные экосистемы.
Продолжительность: 1 урок - 45 минут.
Класс: 2
Характеристика класса:
В данном классе обучается 26 человек. Уровень подготовки детей выше среднего (качество знаний 100%). Обучающиеся на уроках активны. У детей сформированы навыки самостоятельной работы, работы в парах, группах. У обучающихся преобладает дух сотрудничества. Они умеют выслушивать мнение одноклассников, высказывать свою точку зрения. В классе выявлена группа лидеров (7 человек), которая всегда стремится помочь товарищам в групповой и др. работе.
Дидактический, наглядный материал, ТСО:
- Использование заранее созданной презентации (MS Power Point);
- Использование учебных интерактивных модулей пособия «Мир природы»;
- Использование интерактивной доски;
- Использование видеоматериалов «Кавказ».
Аннотация.
Данный урок ориентирован на усвоение новых знаний, понятия «Высотные пояса». Урок является первым в теме «Горные экосистемы», составлен в соответствии с ФГОС, с использованием системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированного подхода. Урок направлен на развитие универсальных учебных действий, преимущественно на развитие умений планировать свою деятельность, умение прогнозировать, сопоставлять, систематизировать, анализировать.
Урок разработан в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками детей.
Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап изучения нового материала. При изучении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.
Цель: познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъёма в горы.
Задачи:
- Развивать бережное отношение растениям и животным, и природе в целом.
- Развивать умение работать в группах, парах.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
На момент проведения урока у учащихся сформированы понятия «природные зоны», «природная зональность», «горы».
Использование на уроке демонстрационных средств (слайды, картины, анимации, видеофрагменты) способствуют формированию у обучающихся образных представлений, а на их основе – соответствующих понятий.
Для решения поставленных задач рационально выбрана структура урока. После каждого этапа работы необходимо обсуждать с обучающимися целесообразность и необходимость выбранного этапа или задания. Кроме того, каждый этап работы предусмотрено отображать в личном листочке открытий, развивая универсальное учебное умение перерабатывать полученную информацию и фиксировать ее при помощи ключевых, опорных слов, схем, символов, знаков и др.
1 этап – Организационный момент. Он имеет своей целью организовать внимание учащихся, настроить на серьезную работу. Я считаю, что данный этап играет очень серьёзную воспитательную роль, так как здесь формируется умение себя мобилизовать, сосредоточиться, внутренне организоваться, и именно на этом этапе закладывается характер взаимоотношений учителя и класса.
2 этапом урока – актуализация знаний учащихся. Этот этап я начала с устной работы с применением ИКТ и раздаточного материала, по которым учащиеся систематизировали свои знания и прогнозировали, о чем пойдет речь на уроке, что развивает (мотивирует) интерес к уроку.
3 этап урока. На этапе постановки проблемы, обучающиеся опираясь на свой личный жизненный опыт, развивают умение анализировать, сопоставлять, выявлять проблему и делать выводы.
Использование проблемной ситуации позволило учащимся определить тему урока, способствовало возникновению познавательного интереса к предмету, такие задания создают установку на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися типа урока и цели урока автоматически повышает активность учеников на уроке, дает возможность каждому ученику действительно быть субъектом и организатором учебного процесса, младшим коллегой и единомышленником учителя.
При составлении плана урока недостаточно дать готовый план, поэтому я предложила выбрать соответствующий план из нескольких, незначительно, но принципиально отличающихся друг от друга, устанавливая причинно-следственную связь.
4 этап – открытие новых знаний идет по выбранному плану с использованием деятельностного подхода (работа с пазлами, схемами, картинками, самостоятельно и в парах). Развитие универсального учебного умения работать с информацией является основой этого этапа. Это и извлечение информации из учебника, энциклопедий, видеофрагмента «Кавказ», а также из опыта своего и других людей.
5 этап – физминутка. Этот этап урока обучающиеся выполняют в виде игры, осознавая значимость этих пауз, с целью сохранения здоровья.
6 этап – рефлексия. На данном этапе закрепляются аспекты изучаемой темы, повышается степень самостоятельности учащихся. В ходе работы использовался частично – поисковый метод (это страницы энциклопедии, в которых описаны без названия редкие животные и растения горных экосистем, которые необходимо сопоставить с предложенными изображениями и названиями этих животных и растений). Более того их необходимо поместить в свой «высотный пояс» гор, изображенных на доске.
На данном этапе я вместе с учащимися подвожу итог урока, дети сообщают о своём отношении к уроку. Объясняют, что было нового, что усвоили, пригодится ли это в дальнейшей жизни, как можно применять знания в жизни.
Домашнее задание предлагаются разного уровня, каждый ученик, может выбрать задание по своим способностям.
Данная структура урока помогает каждому включиться в работу и видеть свои результаты. Контроль на уроке осуществлялся через учителя, самоконтроль и взаимоконтроль. Знания учащихся были оценены объективно.
Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через создание дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учи теля и учеников; через организацию групповых форм работы и создание в этих микро коллективах рабочей дружеской обстановки; а также организация взаимопроверок, рецензирование способствовали достижению воспитательных задач.
Я считаю, что все поставленные задачи реализовала, цели достигнуты.