Тренинг
Детско-родительских отношений.
Личность ребенка формируют родители. Они помогают ребенку усваивать правила поведения в обществе, разбираться в происходящем, учат общению и взаимодействию с людьми. От взаимоотношений ребенка с родителями во многом зависит, каким он вырастет, как будет строить свои отношения с окружающими.
Любой родитель желает счастья и успеха в жизни для своего ребенка.
Но отношения между этими близкими людьми — родителями и их детьми — не всегда складываются просто.
Психологи утверждают, что воспитание ребенка, закладка всех ценностных ориентиров происходит до 5 лет: уважение, доброжелательность... Именно в этот период родители могут слепить из ребенка все, что хотят. После пяти лет дети уже не малыши, но и страшатся самостоятельно совершать поступки, поэтому часто смотрят на поступки родителей и копируют их.
Первые признаки взросления мы можем наблюдать в период 10лет, когда у ребенка появляется потребность быть самостоятельными. Часто в таком возрасте у них появляются фразы почему нельзя? Я хочу. Я не хочу. Ну и первые проблемы могут возникнуть в подростковом возрасте, когда ребенок чувствует себя уже взрослым и самостоятельным, способным управлять своей жизнью по своему усмотрению. Если требования и цели родителей едины и адекватны, то и в период 10 лет и в подростковом возрасте можно предотвратить и избежать проблемы данных переходных периодов.
Сегодня мы попробуем разобраться как правильно выбрать стиль воспитания, который позволит воспитать ребенка целеустремленным, активным, отзывчивым.
- Упражнение Ролевая игра «Яблоко» делятся на пары, один родитель играет роль ребенка, пытающегося достичь признания – получить яблоко. Возможности влияния, чувства защищенности и автономии неэффективными способами (требование внимания, борьба за власть, месть, уклонение). Другой - родитель должен не поддаться на уговоры. Перед родителем ставится задача выстроить взаимодействие с ребенком.
Часто мы поступаем так, как нам удобно. В таком случае, чтобы не ошибиться можно использовать такое упражнение
- я хочу, чтобы мой ребенок…
- что я могу для этого сделать…
- что он (она) может для этого сделать…
- почему я этого не делаю…
Чтобы правильно выстроить взаимодействия с ребенком надо помнить об
- Основные принципы воспитания
Актуальность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и принимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения.
Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу его взросления и в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой в соответствии с изменениями ребенка, она должна быть предвосхищающей и прогностичной.
Прогностичность родительской позиции означает, что ребенок не должен вести за собой родителей, а , наоборот, стиль общения должен определять появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностичной родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требование независимости воспитания.
Только при соблюдении этих трех условий воспитание в семье становится гармоничным.
- Стили воспитания:
Выделяют 4 стиля воспитания детей
- Либеральный стиль (бесконтрольный, попустительский, отстраненная любовь, действенная жалость)
слабо или совсем не регламентирует поведение ребенка, в семье практически нет запретов, четких правил; безусловная родительская любовь. Открыты для общения с ребенком, однако доминирующее направление коммуникации – от ребенка к родителям; детям представлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей; родители не устанавливают каких-либо ограничений. Вся жизнь родителя подчинена нуждам и потребностям ребенка, его прихотям, своей жизни родитель не имеет.
- Индифферентный стиль (властный, бессердечный, иногда наблюдается полное безразличие к ребенку, снисходительный, отстраненный, отвергающий)
Не устанавливают для детей никаких ограничений; безразличны к собственным детям.
Закрыты для общения; из-за собственных проблем не остается сил на воспитание детей; родители проявляют безразличие к жизни ребенка. Их миры существуют параллельно и не пересекаются, у каждого своя личная жизнь, свои проблемы и неудачи.
- Авторитарный стиль (отвергающий ребенка, деспотичный, враждебный);
Отношения холодные. Отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Ребенок «внутри», родитель подавляет ребенка, контролирует всю его жизнь.
- Авторитетный стиль (принимающий, демократический);
Родители признают и поощряют своих детей. Отношения теплые. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Ребенок и взрослый имеют общие интересы, цели, но и свои личные потребности; они равны, уважают друг друга.
Предлагаю рассмотреть данные стили и попытаться выяснить, каким вырастет ребенок при этих стилях воспитания.
Вы вправе выбрать любой на ваш взгляд стиль воспитания в своей семье, в зависимости от того, каким хотите видеть ребенка в будущем.
- Основные принципы поощрения
Не один стиль воспитания не обходится без поощрения и наказания
За что можно хвалить?За что нужно хвалить? Наказывать?Не всяких детей можно похвалить и наказать одинаково
Холерики, сангвиники….
- Работа с фотографией. Мы сегодня говорим о детско родительских отношениях, о стилях воспитания, как объясняете присутствие фото на тренинге?
- Что принесли, как объясняете
- Какие еще рассматривали варианты, как шел отбор
- А дома согласовывали этот отбор
- Почему эта фотография
Выбирая любимую фотографию своего ребенка, вы не задумываетесь, почему она вам импонирует, а именно этот выбор показывает, каким вы хотите видеть своего ребенка.
Рассмотрим фото относительно себя.
Поза
- Постановочная (родители не могут принять своего ребенка таким, какой он есть, приукрашивают). Не постановочная (принимают ребенка, видят все его недостатки и достоинства). Любительское фото (естественное восприятие)
- Возраст (в каком возрасте ребенка вам было комфортно с ним, чем ближе к настоящему возрасту, тем более естественно воспринимаете ребенка и выбираете приемы воспитания соответственно возрасту)
- Фигура целиком (позволение к свободе), обрезаны ноги (недозволенность, борется за самостоятельность, ограничение родителями в действиях и полный контроль)
- Куда устремлен взгляд (вверх – родители хотят видеть своего ребенка мечтательным, целеустремленным, вниз – запрещают любую инициативу, хотят контролировать и направлять к действиям)
- Поворот головы (вправо-к папе, влево- к маме)
- Руки (левая свободна показывает прошлое, спрятана – склоны к восприятию ребенка маленьким), (правая показываетчто родитель ориентирован на будущее ребенка), руки вверх – родители склонны к подавлению ребенка)
- Статичность (постоянный контроль), динамичность (восприятие активности)
- Фото в рамке (выставляют рамки в поведении и выборе действий, жесткие требования)
Зона влияния
- Групповое распределение (оттеснение, выдвижение, кого вы хотите видеть на первом месте себя или ребенка)
Общий фон
- Что вошло в кадр (помещение показывает стремление ребенка к самостоятельности, природа – эмоциональную комфортность)
- Кто отбирал, какие фотографии
Вывод : Конечно мы чаще видим ребенка таким каким хотим его видеть, не задумываясь о стилях и методах воспитания, не думая, что ребенка надо своевременно и за дело хвалить и наказывать.
http://www.all-esoterika.ru/books/p_gestov.htm
Передача ответственности ребенку
При передаче ребенку ответственности за решение проблем, непосредственно затрагивающих его жизнь, необходимо выполнить следующие 10 условий:
1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу с обеих сторон.
2. Не заниматься попутно каким-либо другим делом.
3. Заранее подготовить высказывание.
4. Исключить из него оценки («плохо себя ведешь», «лентяй») и обобщения («никогда», «всегда», «вечно»).
5. Говорить о конкретных действиях.
6. Говорить о своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».
7. Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах.
8. Не превращать все в нудную, долгую нотацию.
9. Следить за реакцией ребенка.
10. Завершить дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать, похлопать по плечу и т.п.).
Королевские правила
- Не перебивать
- Не оценивать
- Возможность помолчать
- «Здесь и сейчас»
- Больше контактов
- Конфиденциальность
- Активность
- Работа от начала до конца
- Правило поднятой руки («один в эфире»)
- Правило «Стоп»
- Правило «пирога» (не говорить много)