Вовлечение родителей в образовательный процесс
Личность ребенка, его индивидуальность формируются в семье. Для полноценного и всестороннего развития личности ребенка необходимо единство стремлений, взглядов на учебно-воспитательный процесс, требований со стороны учителей и родителей вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов. Поэтому важным направлением моей деятельности является работа с родителями. Учебно-воспитательный процесс может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.
Содержание моей работы как классного руководителя с родителями имеет следующие направления:
- психолого – педагогическое просвещение родителей
- вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс
- участие родителей в управлении школьной жизнью
Свою работу начинаю с изучения семьи, т.к. без психолого-педагогической характеристики семьи невозможно эффективно спланировать учебно-воспитательную работу в классе, наладить работу с коллективом родителей.
В первом классе учителю необходимо за короткий срок изучить учащихся, познакомиться с родителями, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Первичную информацию я получаю в ходе наблюдений за поведением детей, их отношений между собой и с родителями.
Также очень помогают анкеты, тесты:
- «Родители о своем ребенке»;
- «Поощрение и наказание в воспитании ребенка»;
- «Знаете ли вы своих детей?»;
- «Хорошие ли вы родители?»;
- диагностики по проблеме взаимоотношений детей и родителей и др.
Большое внимание в своей работе уделяю психолого-педагогическому просвещению родителей. Данное направление организовываю с помощью следующих форм работы:
- родительские собрания
- круглые столы
- конференции
- индивидуальные консультации, беседы
- оформление буклетов, памяток для родителей
- оформление стенда «Родителям» с подборкой материала по психолого-педагогическому просвещению родителей
К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаю специалистов различных направлений. В первую очередь школьного психолога, школьного фельдшера, также представителя ГИБДД, врача - фтизиатра, представителя социальной помощи семье и детям.
Для того, чтобы психолого-педагогическое просвещение родителей было эффективным, стараюсь вызвать у родителей интерес, учитываю предложения и пожелания при выборе тем собраний, лекций, конференций, индивидуальных консультаций. К родительским собраниям стараюсь приурочить различные выставки (тетрадей, творческих работ), готовлю презентации, знакомлю с результатами диагностик.
В содержание родительских собраний обязательно включаю психолого-педагогическое просвещение родителей по знакомству с психическими процессами школьников, с новыми подходами в образовании (ФГОС), знакомству с новыми педагогическими технологиями. Заинтересовано они отнеслись к проведению круглого стола в форме этического диалога по теме «Поощрение и наказание в семье». Инициативная группа родителей также оказала помощь в проведении классных часов для детей с использованием данной технологии. На одном из собраний я продемонстрировала видеофрагмент классного часа в 4а классе (2010г.) по теме «Доброта – сила или слабость», который получил положительный отзыв родителей.
В начале каждого года выбирается и обсуждается тематика родительских собраний, коллегиально планируется совместная внеклассная деятельность.
Считаю эффективным вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс. Для организации данного направления использую следующие формы работы:
- дни открытых дверей, открытые уроки, мастер-классы, консультации
- совместные праздники, концерты, классные вечера
- дни здоровья, походы и поездки
- экскурсии, культпоходы
- совместные соревнования
- оформление оформлении портфолио ученика
- совместное оформление стенгазет, фоторепортажей
- вовлечение родителей в проектную и исследовательскую деятельность
- активизация родителей в подготовке обучающихся к конкурсным мероприятиям, работа с электронным дневником
Результативным, стало использование проектно-исследовательской деятельности. При разработке проекта, ребенок на начальном этапе не может обойтись без помощи учителя, родителей. Поэтому важно создать условия для проявления творчества ребенка, организуя консультации для детей и родителей по созданию проекта и проектно-исследовательской работе. Совместные детско-родительские проекты-презентации представляются на классных часах, праздниках.
Совместно с ребенком родители принимают активное участие в проектах класса. Это и оформление фоторепортажей, и создание классной газеты «Переменка», и участие в социальных проектах «Вторая жизнь», «Птичий дом», «Эжве – 50». Такая форма работы способствует вовлечению родителей в образовательный процесс
Хочется отметить высокую активность родителей в жизни классного коллектива, охват родителей внеклассной деятельностью составляет 100 %. Более 60% родителей принимают активное участие в школьной жизни класса.
Средние показатели:
- 100 % родителей посещают родительские собрания, консультации
- 100%участвуют в совместных праздниках, Днях открытых дверей, посещают открытые уроки, принимают участие в различных мероприятиях, направленных на формирование ЗОЖ
- До 100% родителей помогают своему ребенку в выполнении проектов, исследований, подготовке к творческим конкурсам
Родители класса не только активно участвуют во всех проводимых мероприятиях, но и являются организаторами и инициаторами многих дел.
В рамках реализации ФГОС особое внимание уделяется расширению общественного участия родителей в жизни школы. Я вовлекаю родителей в управление школьной жизнью через участие:
- в работе классного родительского комитета
- в работе школьного родительского комитета
- в работе общешкольного собрания
-в работе гимназических и районных родительских конференций
Родительский комитет класса (6 человек) принимает активное участие в организации образовательно-воспитательного процесса в классе. Члены родительского комитета привлекают к участию в жизни класса и школы всех родителей. На первом заседании родительского комитета составляется план работы на год, в соответствии с которым впоследствии осуществляется совместное проектирование, организация и проведение внеклассных мероприятий, подготовка родительских собраний, мероприятий, направленных на благоустройство и создание уюта в классном помещении, создание необходимых условий для использования здоровьесберегающих технологий. В наборе 2011года родительский коллектив класса получил Благодарность за вклад в развитие гимназии, создание комфортной среды, совершенствование обеспечения образовательного процесса
Результатом работы с родителями можно считать:
- 100 % охват родителей внеклассной работой
- Активную деятельность родительского комитета
- Позитивное отношение родителей к школе
Таким образом, разнообразные формы взаимодействия позволяют мне привлечь к сотрудничеству до 100% родителей класса. Благодаря этому, процент участия родителей в жизни классного коллектива является стабильно высоким на протяжении последних трех лет. В классе появились традиционные мероприятия, в которых родители и дети принимают совместное участие. Это способствует единению, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, учителями и родителями, а также созданию благоприятной обстановки в семье для воспитания и всестороннего развития личности ребенка.